4mz_strannik (4mz_strannik) wrote,
4mz_strannik
4mz_strannik

Categories:

Экскурсия в Верхний Уфалей - часть 1: Дорога

Давно хотел съездить в Верхний Уфалей, несколько раз проезжал поездом, но всегда ночью. Посмотреть железную дорогу 1896 года постройки, оценить комфортность рельсового автобуса РА-2. Желающих участников клуба "Колесо истории" поехать в Верхний Уфалей оказалось много, но.... как всегда пришло пятеро. У остальных желание не совпадает с действием.
Станция 1 – Шагол - 9.49
ВУ 01.jpg


"Немного о железнодорожной ветке Челябинск – Екатеринбург… Многие станции и остановочные пункты имеют одну дату рождения – 1896 год.
А сооружение линии Екатеринбург - Челябинск началось в 1894 году. После длительных дебатов было решено строить дорогу от Екатеринбурга по западному склону Урала через Северский, Полевской, Верхнеуфалейский и Кыштымский заводы с тем, чтобы соединиться с Сибирской магистралью в Челябинске. Отмечалось, что рельсовый путь от Екатеринбурга, «служа прежде всего по мере возможности горнопромышленным нуждам, удовлетворяет в то же время транзиту сибирских грузов и не обходит главные центры Урала».
Тем временем, пока ждали прибытия нашего дизельного рельсового автобуса, Любовь Николаевна как истиннный садовод собирала семена петуньи из клумбы при станции Шагол.
ВУ 02.jpg

"Дорога сооружалась по тем временам быстро, в 1896 году по ней уже открылось движение. Дорога длиной 255 верст (272 километра) представляла собой уральскую соединительную ветвь Транссибирской магистрали. Она была построена прежде всего с целью соединить изолированную до того от остальной сети Уральскую горнозаводскую железную дорогу, основой ход которой шел по линии Пермь - Екатеринбург - Тюмень, со строящейся Транссибирской магистралью и, тем самым, с остальной сетью российских железных дорог.
Время окончания строительства железнодорожной ветки в Екатеринбург, до этого не имевший железнодорожного прямого пути до столиц. В ноябре 1896 года, 117 лет назад, была открыта железнодорожная линия Екатеринбург - Челябинск". (Из источников в Интернете)
Станция 3 – Ишалино – 10.21. Деревня основана в 1-й пол. 18 в. сотником Айлинской вол. Ашали (Ишали) Якуповым
ВУ 03.jpg

Станция 4 – Аргаяш- 10.36. Станция – посёлок – озеро. "Население сегодня около 11 тысяч жителей, районный центр. А первое упоминание было ещё в 1742 году, как Яргояш. Небольшой лагерь углежогов от Демидовских заводов. В 1895 году появилась станция, которая дала резкий рост развития поселения. К 1916 году построены паровая мельница, 17 лавок, земские школа и больница, мыловарня, раз в году ярмарка. Революция дала национальное саморазвитие, в Аргаяше организован национальный башкирский кантон, но в июне 1918 станцию захватили белочехи. В 1919 году после прихода красных была создана Башкирская автономная ССР, существовала по 1930 год. В 1931 году был построен крупнейший за Уралом элеватор. С 1934 года – в составе Челябинской области, в ноябре был ликвидирован национальный башкирский кантон". (Из энциклопедии "Челябинская область").
Станцию не видел, на путях шумел мощный 2ТЭ-10
ВУ 04.jpg

Евгению Георгиевичу очень понравился РА-2, тише и удобней электрички на Мисяш.
ВУ 05.jpg

Ветка перед ст. Бижеляк, построенная после войны на Новогорный.
ВУ 06.jpg

Станция 5 – Бижеляк – 10.56. Рядом озеро Улаги, в которое впадает река Бижеляк.
ВУ 07.jpg

В салоне РА-2 удобно, тихо, два кондуктор и два охранника постоянно курсируют по трём вагонам. Одна беда - окна не открыть и не пофотографировать, а стёкла грязноватые с улицы.
ВУ 08.jpg

Станция 7 – Кыштым – 11.19. В Кыштыме большая часть пассажиров сошла, стало совсем пусто.
ВУ 09.jpg

После Кыштыма начались горы, наш трудяга РА-2 запыхтел чуть погромче и полез на вершины Уральских гор.
ВУ 10.jpg

Станция 8 – Кувалжиха – 11.28. К востоку от Кувалжихи река Егоза, близ поселка сливается с р. Кувалжиха. Разъезд здесь появился только в 1932 году в связи с изыскательскими работами. До этого здесь был только один дом обходчика.
ВУ 11.jpg

Одинокий колодец проскочил мимо набравшего ход РА-2
ВУ 12.jpg

После Кыштыма заметили вырубки вдоль железной дороги, горят ветки спиленных деревьев. Что это - готовят место для трассы ВСМ?
ВУ 13.jpg

Ближе к ст. Маук показались горы, высоко уже забрался рельсовый автобус
ВУ 14.jpg

Станция 10 – Маук – 11.52. Поселок основан при прокладке дороги, однако местность к тому времени была уже обжита: в древности здесь проходила конная дорога, по которой торговые обозы из Нязепетровска и В. Уфалея следовали в Челябинск.
Слева Тёплые горы, справа река Маук. Фактически станция для г. Касли. Рядом слева гора Маук 573 м. Справа – г. Лиственная
ВУ 15.jpg

Вот и сама станция... перед которой стоит забавная скульптура железнодорожника.
ВУ 16.jpg

Станция 11 – Силач – 12.05. Вправо идёт дорога на Вишневогорск и озеро Силач. Поселок вырос при ж.-д. разъезде в 1896 г.
ВУ 17.jpg

После ст. Маук горная местность стала ощутимее
ВУ 18.jpg

Проехав еще несколько О.П. добираемся до Верхнего Уфалея
ВУ 19.jpg

Справа огромная гора шлака
ВУ 20.jpg

Слева - гора Волчья... почему не Лысая?
ВУ 21.jpg

"Верхний Уфалей — город в Челябинской области с населением в 30 тысяч человек (2013) на реке Уфалей (Уфалейке), притоке р. Уфы, в 178 км от Челябинска. Это север Челябинской области, рельеф местности определяют склоны Уральских гор. Неподалеку от Верхнего Уфалея находятся озера Аракуль и Иткуль. Город основан в 1761 г. известным на Урале заводчиком Иваном Мосоловым (Меньшим) как поселок при чугуноплавильном и железоделательном заводе. Первоначально завод именовался Уфалейским по названию реки Уфалей, на которой построен, а в 1813 г., в связи с пуском в низовьях реки Уфалей Нижнеуфалейского завода, получил название Верхнеуфалейского" (Из энциклопедии "Челябинская область").
Собственно говоря вид на станционную часть В. Уфалея.
ВУ 22.jpg

Станция 14 – Верхний Уфалей – 12.33. Справа от станции – гора Б. Камень, слева ВерхнеУфалейский пруд, на северо-западе за заводом – гора Красный камень. И мы на вокзале рядом с нашей лошадкой РА-2.
ВУ 23.jpg

Коротко о поездке - мы не устали, РА-2 удобен в путешествии, есть комфортный туалет, можно походить в отличие от автобуса. Но один большой минус от самой дороги - если вы хотите посмотреть на горы и красивые пейзажи в пути, то вы увидите до Кыштыма лесополосу, после лес, и только в перерывах станций видны замечательные Уральские горы.
Об экскурсии по В. Уфалею попозже.
Tags: Верхний Уфалей, Челябинская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments