
Станция Еманжелинск была основана в 1911 году. Волею судьбы или троицких купцов, так мечтавших о своей железной дороге. Название получила от одноименной казачьей станицы. До 1934 года станция Еманжелинская входила в число станций Троицко-Кустанайской железной дороги. До 1950 года станция называлась Еманжелинская. После присвоения Еманжелинским копям статуса города Еманжелинска она стала называться Еманжелинск. Вид на другую, советскую водокачку. 1912 г. – для обслуживания железной дороги построена водокачка и жилой дом при ней

На перроне стоит памятный знак (из коелгинского мрамора)

И сама станция, откровенно корпоративного цвета, в сайдинге.

И как она выглядела раньше (фото из мировой сети)
Уже на обратном пути мы заехали в Долговку, родину участника нашей экскурсии Сергея Александровича. Долговка, относится к Коелге. Расположено в западной части района, на берегу реки Сухарыш. Фермы, кучи силоса, коровы и обработанные поля, деревня жива. "Село выросло на месте дер. Долгой, осн. в кон. 18 в. казаками Коельской креп, и названной ими в память о малой родине. По данным Гос. ревизии, в 1795 в деревне насчитывалось 14 дворов (92 жит.)". При въезде - типовой клуб (как в Коелге), слева магазин, далее одна улица.

Справа от клуба - мемориал долговцам

Напротив клуба - полуразваленный, когда-то богатый, дом. "К 1900 построены школа, 4 ветряные мельницы. До революции в деревне насчитывалось 6—7 богатых крест, х-в. Один из зажиточных крестьян Т. С. Нечеухин откармливал скот (держал отару овец, стадо коров и табун лошадей), ежегодно гонял его в Чел. на продажу; сеял зерновые культуры; перед коллективизацией распродал свое х-во, вместе с семьей уехал из села. До рев-ции церкви в Д. не было; православные молились в часовне или ходили в с. Таянды. В деревне жили также староверы-двоеданцы". Уж не Нечеухина дом ли?

Далее Таянды. Когда-то богатый казачий посёлок на берегу озера Таяндинского. "Село выросло на месте пос. Таяндинского, осн. в кон. 18 в. и засел. казаками Коельской креп. Поселок делился на неск. частей, каждая из которых имела свое назв.: Ветлуга, Деревня, Косотурка, Берлин и др. Среди жит. было немало староверов (двоедан). По данным статистики, в 1900 в поселке насчитывалось 177 дворов, действовали 3 культовых здания (правосл. церковь, старообрядческий молельный дом и австрийская церковь), 2 школы, ветряная мельница. После 1900 поселок отошел к Таяидинской станице".

Сложное впечатление у меня осталось от пос. Таянды. С одной стороны много крепких, с богатыми наличниками, домов, с другой много горелых домов и проплешин.

На месте клуба - детская площадка и мемориал. К нам подъехал на весьма здоровенном джипе местный краевед (увы, даже имя не спросил, виноват). Он заинтересовался приезжими, рассказал нам несколько историй из жизни посёлка. Детская площадка разбита местными жителями без решения местных властей, приезжали полиция и администрация и требовали снести её. очень здравую мысль к тому услышал от него - памятники и мемориалы погибшим в великую Отечественную есть в каждой деревне, но... а как быть с погибшими в деревнях, которых уже нет. Его проект - ставить хотя бы деревянные в местах, где исчезли деревни.

А жили действительно богато до революции - каменный лабаз с советской пристройкой, здоровенные дома. Оказалось всё просто - местные казаки ездили на прииски под Миассом добывать золотишко.

В посёлке в советское время работал интернат, где учился наш Сергей Александрович. Он нам рассказал удивительную историю своей интернатовской жизни. Ребята постоянно дрались в интернате, ведь классы были разбиты по деревням. Приехал новый директор, выяснил ситуацию и перемешал классы - драки исчезли через неделю. В принципе есть даже спутниковые тарелки на домах.

Сергей Александрович с грустью прошёл по посёлку, удивившись количеству брошенных и горелых домов. И мы отправились домой.

А завтра едем к скале "Колокольня" под Баландино. Информацию о посёлках взял на сайте "Энциклопедия Челябинской области"