4mz_strannik (4mz_strannik) wrote,
4mz_strannik
4mz_strannik

Categories:

1948 год в истории Металлургического района

25 февраля состоялось заседание клуба краеведов "Колесо истории". По традиции в день рождения района мы изучаем историю 70-летней давности. На этот раз темой стал 1948 год.




"Что же мог увидеть въезжающий в район в 1948 году приезжий… пустыри… бараки, остатки зон без колючки, вдалеке новые двухэтажные дома и много строек, и много строителей, в ватниках и спецовках. Металлургическому району уже 2 года, убрали колючку с зон, район постепенно обретал очертания будущего города металлургов. Много индивидуальных домишек по единому плану. Но в смелых замыслах архитекторов уже виделся новый город, красивый, зелёный и нарядный. Строились новые цеха на ЧМЗ, но сегодня мы будем говорить только о районе. Молодым металлургам и строителям нужны были детские сады и школы, кафе и книжные магазины, универмаги и рестораны, ведь война закончилась уже три года назад
На будущей жемчужине Металлургического района – улице Б. Хмельницкого начали строить первый пятиэтажный дом по проекту архитектора Князева. Начал выполняться архитектурный план Ленгипрогора. Оформлялись первые социалистические улицы Мира и Социалистическая, Дегтярева и Молотова. На месте будущих хрущёвок - пятиэтажек стояли ещё рядами бараки, но на Молотова и Мира уже были построены первые трёхэтажные дома для металлургов. Для ускорения строительства жилья с 25 марта в Челябметаллургстрой стали поступать новые, еще в заводской окраске, механические средства строительства.
В апреле, 14 апреля, в министерстве трудовых резервов был подписан приказ о командировке в трест 1378 выпускников школ ФЗО. Молодые ребята со Ставропольского и Краснодарского края, Орловской и Воронежской области приехали строить завод и город, их надо было трудоустроить, одеть, выделить жильё, постельные принадлежности и бытовые вещи. Вне системы НКВД это было очень трудно".

Ветераны культуры Металлургического района Вера Ивановна и Раиса Александровна


"Для отдыха металлургов уже работали 2 Дворца культуры – Центральный клуб и Дом культуры ЧМЗ. В доме культуры ЧМЗ к 1948 году уже работало 11 секторов и студий, создали первый струнный оркестр под руководством Ивана Самойловича Шефер. На Челябинском радио прозвучал спектакль драмкружковцев ДК ЧМЗ "Наталья Полтавка". А 5 апреля снижены цены в кинотеатр "Металлург".
1 декабря распахнула свои двери в доме на улице Социалистической районная библиотека, а при библиотеке завкома ЧМЗ возобновил свою работу литературный кружок.
В медгородке ЧМЗ продолжили строительство корпусов будущего медгородка.
В парке началось строительство стадиона, при котором поклонникам спортивной игры с шайбой организовали команду «Металлург», в 1990 году сменила название на «Мечел». Строились школы и детские сады, начал работу первый детский сад на Мира. Для средне специального обучения начались занятия в заводском филиале горно-металлургического техникума города Серов. Для лаборатории УКК ЧМЗ выделили место в новом доме по ул. Дегтярева, 19.
Большая проблемы по-прежнему с продовольственным обеспечением, мало магазинов, мало продуктов. В 1948 году заводчане собрали на личных участках более 100 центнеров картофеля с гектара. Но самая большая проблема росшего Металлургического района – транспорт. Транспорт на завод, транспорт до Челябинска. Если по шоссе Металлургов уже ходил трамвай от ЦК до «Доменной», то в остальные точки района нужно было идти пешком".

Аксакал краеведения Металлургического района Аскаров Рафаил Сафарович


"По просьбам трудящихся на паровозное депо от центральной проходной начали строить однопутную трамвайную линию. Но самой грандиозной стройкой района в 1948 году стало строительство трамвайной линии до Кислородного завода. Ведь до Челябинска приходилось искать попутку за приличные деньги.
Механический завод ЧМС (будущий ЧМЗАП) изготовил 283 металлических мачты для трамвая в Челябинск, на ЧМЗ восстановили 8 трамвайных вагонов. Началась отсыпка путепровода через железнодорожные пути у Центрального клуба. 12000 рабочих и служащих Металлургического района методом народной стройки построили меньше чем за год мост и трамвайную линию протяженностью 18 км. Трамвайное хозяйство подчинили железнодорожному цеху ЧМЗ на правах участка. В октябре создан ремонтный трамвайный участок – небольшое деревянное строение, располагавшееся неподалеку от здания заводоуправления ЧМЗ. Парк подвижного состава насчитывал семь вагонов МТВ-2 рижского производства и один – серии «Х».

Строитель трамвайной линии до Кислородного завода Геннадий Яковлевич Гавриш


"И 6 ноября 1948 года торжественно пустили трамвайную линию ЧМЗ – Кислородный завод,
Правда тут нестыковочка, сайт «Челябинский транспорт» уверяет, что линию пустили в 1947 году. Мне кажется надёжнее как источник книга «ЧМК: сквозь годы».
Подробнее о строительстве трамвайной линии нам могут рассказать непосредственные участники этой грандиозной стройки – Геннадий Яковлевич Гавриш и Александр Филиппович Акулов".
Составитель – Невзоров И.В.

После рассказов аксакалов Металлургического района (записаны на диктофон) выступил специальный гость нашего клуба, писатель Владимир Александрович Вафин. Его любимый Каштак явился темой пламенного рассказа писателя.
Tags: Металлургический район
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вечерний Соцгород

    Весна, сажу огурцы на лоджии, за окном тепло и Солнце нормально так освещает вечерний Соцгород. Скоро лето! Постепенно меняется наш Соцгород, вместо…

  • Первые... в этом году

    На улице хоть и стало прохладнее, но всё равно уже зелёные газоны и распускаются почки на клёнах и тополях... Весна пришла! Вот и сегодня увидел…

  • "Я достаю из широких штанин дубликатом..."

    Вот и дождался... Подавал документы в начале ноября, в начале марта мне позвонили из соцзащиты и обрадовали, что мой сорокалетний стаж подтверждён. И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments